Контакты
Оборудование
10 апреля 2025
Новость
Лента публикаций

Технологии рекомендательных продаж в малом бизнесе

Сегмент малого бизнеса зачастую отстает от крупных сетей в цифровизации торговых процессов — в том числе из-за отсутствия доступа к интеллектуальным инструментам продаж. Приложения для онлайн-касс могут решить эту проблему, конечно, если в продукте есть функция подсказок для кассира, построенная на анализе статистики конкретного магазина. Она повышает средний чек, снижает нагрузку на персонал и масштабирует best practices ритейла до уровня небольшого бизнеса.

Владимир, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет функциональность подсказок? Как она работает?

Подсказки для кассира — это функция в приложении, которая помогает предпринимателю анализировать продажи. Когда кассир добавляет товар в чек, система автоматически подсказывает, что можно предложить покупателю дополнительно. Подсказки появляются не сразу: сначала система собирает историю продаж в конкретном магазине, находит часто покупаемые вместе товары в чеках и предлагает предпринимателю утвердить такие пары. После этого при продаже одного из товаров система показывает кассиру сообщение в духе «предложи покупателю». Простой пример: к ботинкам — крем для обуви, к рубашке — галстук.

Подсказки являются классическим функционалом касс, который давно и успешно используется в крупном ритейле. Однако для СМБ, на который ориентировано приложение SUBTOTAL, такие инструменты раньше были недоступны.

Какова цель внедрения этих подсказок? Какие задачи они решают?

Основная цель подсказок — помочь предпринимателю вырастить средний чек. В зависимости от типа бизнеса, рост может составлять от 4 до 13%, что показала наше тестовое внедрение на части клиентов. Также подсказки помогают кассирам не зубрить скрипты: что предлагать покупателю, а что не предлагать. Все работает в автоматизированном режиме, и это снижает требования к кассиру как к сотруднику: ему не нужно все помнить, система подскажет.

Ранее подобная функция уже существовала, но работала в ручном режиме: предприниматель заходил в соответствующее приложение и сам выбирал, что предлагать покупателю. Мы же реализовали автоматическую логику: система анализирует историю чеков и, если находит часто встречающиеся пары, предлагает их в качестве комбинаций. То есть система говорит: «смотри, мы заметили, что эти товары часто покупают вместе —хочешь добавить это в подсказки?» Предприниматель может согласиться, отказаться или отредактировать эти пары товаров.

Какова цель внедрения этих подсказок? Какие задачи они решают?

Основная цель подсказок — помочь предпринимателю вырастить средний чек. В зависимости от типа бизнеса, рост может составлять от 4 до 13%, что показала наше тестовое внедрение на части клиентов. Также подсказки помогают кассирам не зубрить скрипты: что предлагать покупателю, а что не предлагать. Все работает в автоматизированном режиме, и это снижает требования к кассиру как к сотруднику: ему не нужно все помнить, система подскажет.

Ранее подобная функция уже существовала, но работала в ручном режиме: предприниматель заходил в соответствующее приложение и сам выбирал, что предлагать покупателю. Мы же реализовали автоматическую логику: система анализирует историю чеков и, если находит часто встречающиеся пары, предлагает их в качестве комбинаций. То есть система говорит: «смотри, мы заметили, что эти товары часто покупают вместе —хочешь добавить это в подсказки?» Предприниматель может согласиться, отказаться или отредактировать эти пары товаров.

Как подсказки интегрированы в интерфейс продукта?

Есть два интерфейса — рабочее место кассира (кассовое приложение) и личный кабинет в браузере на компьютере. Подсказки как отдельное приложение работают в обоих из них. Управление подсказками — это отдельное приложение внутри личного кабинета. Через него можно редактировать уже существующие подсказки, добавлять новые или удалять старые. В кассовом приложении они появляются в момент, когда кассир добавляет определенную позицию в чек. Если товар входит в состав заранее заданной пары, кассиру автоматически показывается уведомление с рекомендованным товаром.

Сейчас работа подсказок основана на базе статистических и простых математических методов. Пока логика достаточно базовая — система ищет пары товаров, которые часто покупаются вместе. Актуальность и точность рекомендаций в подсказках обеспечивается за счет текущей статистики магазина. Плюс, если предприниматель вручную редактирует подсказки, подключается его экспертная оценка. То есть, получается комбинация автоматики и здравого смысла.

Как возникла идея разработки функционала подсказок? Как планируется его развитие?

Мы изначально проектировали решение не только как продукт, позволяющий соблюдать требования государства в части маркировки и фискализации, а как полезное приложение для предпринимателя. И подсказки — очередной шаг к тому, чтобы помогать бизнесу наращивать обороты.

Нынешняя разработка — только это первый этап. Сейчас команда разрабатывает интеллектуального помощника в приложении, который будет работать на базе machine learning и ИИ. Помощник подскажет предпринимателю, что можно сделать, чтобы увеличить выручку, сэкономить или, например, распродать залежавшиеся остатки на складе.

Интеллектуальный помощник будет использовать сложную ИИ-аналитику, которая, например, учтет скорость продаж конкретного товара и его логистику. Это необходимо для реализации более интеллектуальных задач, допустим, автозаказа товаров, которые заканчиваются. Такая функция уже реализована в упрощенном виде, однако мы хотим, чтобы система сама рассчитывала, сколько товара продается в неделю, сколько он будет ехать. Помощник предложит заказать нужный объем товара заранее, чтобы он не исчез с полок, а предприниматель не потерял доход.

В будущем мы создадим единый «центр нотификации», в который будет стекаться множество разных рекомендаций. Управляющий сможет их принимать, отклонять или редактировать. После этого система начнет показывать результаты: например, спустя неделю после внедрения подсказки, предприниматель узнает, что продажи по соответствующим товарам выросли.

Владимир, а на кого ориентирован продукт ?
Для начала, нужно обозначить, что SUBTOTAL — приложение, разрабатываемое в Сомерс Г К Softline. Оно ориентировано на клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса: магазины, кофейни, общепит.

Исторически мы работали с розничными клиентами, однако после вхождения в команду Сомерс наш фокус расширился: сегодня мы предлагаем продукт банкам в составе комплексного решения «касса 3 в 1». Оно объединяет в себе онлайн-кассу, эквайринг, фискализацию и инструменты для работы с маркировкой. Приложение закрывает операционные задачи, с которыми обычно сталкивается банк при подключении МСП-клиента: логистику устройства, активацию эквайринга, онбординг и дальнейшую поддержку.
Как масштабировать опыт крупного ритейла с помощью подсказок для кассиров? Рассказывает Владимир Филипьев, директор по развитию продукта в Сомерс ГК Sofline.
29 апреля 2025
Статья
Не знаете, какое решение вам подойдет? Мы поможем!
Опишите свои задачи, и мы подберем оптимальное решение. Свяжемся с вами, чтобы обсудить детали и предложить лучший вариант.